Арзуханов А.С.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ В ГПНТБ РОССИИ
ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ПРАКТИК СТУДЕНТОВ МГУКИ

Производственная практика студентов является составной частью и своеобразной формой организации учебного процесса. Назначение производственной практики – подготовка студентов к предстоящей трудовой деятельности.

Производственная практика – самая сложная форма учебного процесса как в организационном, так и в методологическом плане, так как для ее осуществления необходимо соединить интересы производителя библиотечно-информационных продуктов и услуг и вуза, приспособить процесс обучения студентов Библиотечно-информационной институт (БИИн) МГУКИ к практическим задачам деятельности ГПНТБ России.

Структура производственной практики зависит от содержания практического обучения и, в конечном счете, должна обеспечить целостную подготовку специалиста к выполнению основных функций технолога автоматизированных информационных ресурсов согласно квалификационной характеристике.

Производственная практика определяется как вид учебных занятий, в процессе которых студенты выполняют в условиях действующих библиотечно-информационных операций и процессов реальные производственные технологические задачи, определенные учебной программой и производственными заданиями. В зависимости от профессиональной направленности подготовки студента, производственная практика может определяться как библиотечно-библиографическая технологическая практика и компьютерно-информационная технологическая практика, частично включающая и элементы эксплуатационной практики.

Производственная практика студентов БИИн МГУКИ в ГПНТБ России связана с учебными предметами специализации. Связь эта осуществляется через взаимодействие между системой знаний и системой соответствующих умений. В процессе теоретического обучения формируется система теоретических и практических знаний в области избранной специальности, которая позволяет формировать профессиональные умения в период производственной практики. Сознательное применение студентами теоретических знаний в производственной деятельности и служит основой формирования профессиональных умений и навыков.

Целями производственной практики является приобретение студентами знаний и навыков по специальности, специализации и квалификации, систематизация, расширение и закрепление знаний, полученных при изучении общепро-фессиональных и специальных дисциплин специализации, а также привитие профессиональных навыков работы, адекватных квалификации технолога автоматизированных информационных ресурсов, в условиях трудового коллектива ГПНТБ России.

Рабочие программы производственной практики разрабатываются кафедрой информационных технологий и электронных библиотек на основе типовой программы практики студентов МГУКИ совместно с УИЦ (Учебно-методическим центром) ГПНТБ России в соответствии с профилем квалификации специалиста, с учетом требований ГОС ВПО в области культуры и искусства, характера профессионально-технологической, научно-методической и научно-исследовательской деятельности ГПНТБ России и внедренных в эксплуатацию автоматизированных библиотечно-информационных систем.

С учетом вышеизложенного следует подчеркнуть особенности направления, характера и содержания производственных практик студентов 3 и 4 курсов, обучающихся по курсам специализации “Компьютерные технологии в библио-течных и информационных системах” и проходящих практику на технологической и материально-технической базе ГПНТБ России.

Содержание производственной практики студентов 3 курса имеет характер библиотечно-библиографической технологической практики и проводится в соответствии с требованиями общепрофессиональных и специальных дисциплин.

Производственная практика студентов 4 курса имеет тоже технологический, но выраженный компьютерно-информационный характер и ориентирован на специализацию студентов и квалификацию технолога автоматизированных инфор-мационных ресурсов.

Такое разведение производственных практик студентов 3 и 4 курсов является условным, но оно реально и продуктивно в связи с имеющимся опытом проведения практик студентов МГУКИ в ГПНТБ России.

Приведем некоторые разъяснения по данному вопросу.

При нечетком определении направления и организации практики студенту трудно оценить самостоятельно уровень приобретенных знаний и умений и проанализировать свои дальнейшие профессиональные возможности в области компьютерных технологий и электронных библиотек.

Другая проблема – проблема предметной взаимосвязи между практиками разного уровня. Все практики разнесены во времени обучения студентов. Для примера напомним, что практикум по профессии, проводящийся на 1 и 2 курсах учебы, обеспечивает формирование практических знаний и умений по применению вычислительной техники, непосредственной практической работы на ней.

В свою очередь, библиотечно-библиографическая практика, проводимая на 3 курсе, основывается на знаниях, полученных при изучении общепрофессиональных и специальных дисциплин. Целью библиотечно-библиографической технологической практики является закрепление теоретических знаний в области фундаментальных и специальных дисциплин для решения конкретных учебно-методических, библиотечно-информационных и научно-технических задач.

На 4 курсе все эти знания и навыки воспроизводятся студентами при компьютерно-информационной технологической практике с целью решения комплекса проблемных заданий, например, при изучении вопросов, включенных в методические указания Типовой программы студентов МГУКИ. На основе предварительного изучения теоретических вопросов, знакомства с заданной проблемой студентам необходимо самостоятельно сформулировать задачи и предложить порядок их решения. Эти задачи не простые, так как они включают в себя цепочку мыслительных операций, необходимых для приобретения опыта профессионально-творческой деятельности будущих специалистов по квалификации технолог автоматизированных информационных ресурсов.

В процессе решения заданий, включенных в цикл компьютерно-информационной технологической практики 4 курса, студенты приобретают опыт решения заданий с недостающим количеством данных, частично известными условиями, допускающими различные вариации решения практической задачи. При выполнении заданий у студентов вырабатываются умения выделять главное при решении задания, определять связи между рассматриваемыми явлениями и процессами, умение делать описание технологических процессов, обосновывать правильность логики при объяснении полученных результатов, обмениваться информацией с преподавателями.

Задания этого цикла способствуют формированию у будущих специалистов заинтересованного отношения к постановке и решению автоматизированных библиотечно-информационных проблем, самостоятельности мышления и принятия решения.

Таким образом, знания и навыки, полученные на учебно-лабораторной и библиотечно-библиографической технологической производственной практике, должны быть реализованы на компьютерно-информационной технологической производственной практике с учетом преемственности и связи с курсами дисциплины специализации.

Для обеспечения такой взаимосвязи практик необходимо еще раз согласовать содержание этих практик и, в особенности, получаемые результаты, выражаемые в умениях и навыках студентов, что мы и пытаемся делать в наших рекомендациях.

Предлагаемые содержательные критерии производственных практик призваны оценить уровень владения студентами современными компьютерными технологиями, освоенными за время учебно-лабораторных; библиотечно-библиографической и компьтерно-информационной технологических производственных практик, и способность студентов к представлению результатов по выполненной ими практической работы.

Следует особо отметить, что при грамотно построенной взаимосвязи практик, проводимых в течение всего учебного процесса в вузе, удается достичь наибольшей эффективности в теоретической подготовке студентов и практическом применении полученных ими знаний.

В период прохождения практик студентам рекомендуется принимать участие в научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах ГПНТБ России, оценивать их целесообразность и эффективность, возможность использования отдельных результатов при подготовке курсовых и дипломных работ.

Hosted by uCoz